Методы и системы поддержки принятия управленческих решений
Автор статьи: Пучков Е.В.
“Достичь совершенства, процветать, защищать себя”, так определил деятельность своей организации ее глава Ги де Ротшильд. Эти слова актуальны и для современного этапа развития бизнеса, характеризующейся устойчивым ростом спроса на многочисленные продукты и услуги со стороны растущей российской экономики.
Рост масштабов и сложности деятельности предприятий обусловливает повышение требований к качеству управленческой деятельности. Основу любой управленческой деятельности составляют решения, принимаемые органами управления на единоличной или коллегиальной основе и направленные на достижение определенных целей (решение задач), стоящих перед организацией.
Для обеспечения необходимой эффективности (сроков, обоснованности, трудоемкости, стоимости) формирования и принятия управленческих решений служат системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems — DSS) или как сейчас называют BI-системы (Business Intelligence).
Система поддержки принятия решений
В общем, система поддержки принятия решений представляет собой совокупность взаимосвязанных по целям, параметрам и условиям задач, методов (методик), программных средств и технических систем, позволяющих формировать в автоматизированном режиме набор отчетных форм, содержащих информацию для принятия управленческих решений и/или варианты таких решений.
Структурно DSS-система включает в себя (см. рис.1):
1. Data Warehouse (Хранилища данных). Являются информационной платформой DSS. Хранилища данных позволяют интегрировать информацию, отражающую разные точки зрения на одну предметную область.
2. Business Intelligence Tools (инструментальные средства бизнес-интеллекта) — программное обеспечение, которое дает возможность пользователям наблюдать и использовать большие объемы сложных данных.
Выделяют три типа таких инструментальных средств:
• Информационно-поисковый. (Query Tools) . Система осуществляется поиск необходимых данных в соответствии с заранее определенными запросами
• Оперативно-аналитический. Система производит группировку и обобщение данных в любом виде, необходимом аналитику. Этот класс задач решается построением систем оперативного анализа с использованием технологии оперативной аналитической обработки данных OLAP (On-Line Analytical Processing), использующую концепцию многомерного анализа данных.
• Интеллектуальный. Система осуществляет поиск функциональных и логических закономерностей в накопленных данных, построение моделей и правил, которые объясняют найденные закономерности и/или с определенной вероятностью прогнозируют развитие некоторых процессов. Этот класс задач решается построением систем интеллектуального анализа, реализующего методы и алгоритмы Data Mining Tools.
Рисунок 1. Обобщенная архитектура DSS-системы
Развитие BI-систем
Исследования аналитической компании IDC, касающиеся BI-средств показывают, что рынок развивается 15-ти летними циклами. Первый из этих периодов, с 1975 до 1990 года, характеризовался созданием отчетов на мейнфреймах. Следующий цикл охватывает промежуток с 1990 до 2005 года, когда зародилась и развивалась современная эра BI-технологий, характеризуемая клиент-серверными BI-приложениями. Постепенно запросы, отчетность и OLAP-инструменты переместились с клиент-серверной на Web-платформу. В 2005 году наступил очередной поворотный момент на BI-рынке, стимулировавший новую волну инвестиций со стороны множества компаний из разных отраслей. По прогнозам этот цикл будет длиться до 2020 года, и основная его направленность ? выход технологии на широкий круг пользователей как внутри, так и вне организации, за счет простоты использования и интеграции BI в бизнес-процессы.
Рисунок 2. “Магический квадрант” Gartner Group
Рынок BI
Мировой рынок BI в 2006 году вырос на 11,5% и достиг значения $6,25 млрд по данным в IDC Worldwide. Основными поставщиками систем, согласно данным аналитиков, являются Business Objects, получившая в прошлом году доход в $894 млн., SAS с доходом в $679 млн., Cognos — $622 млн., Hyperion/Oracle — $529 млн., Microsoft — $480 млн. В последние годы происходила жесткая борьба за рынок. Самые крупные BI-сделки 2007 г.: Oracle + Hyperion Solutions, Cognos + Applix, SAP+Business Objects, IBM + Cognos (последние две официально завершились в начале 2008-го)(см.рис.2)
Что касается российского сектора BI, то за последние 5 лет он многократно вырос. Спрос на BI-решения в нашей стране растет примерно на 50% в год (по данным СNews).
Функциональность DSS-систем
Общий портрет DSS-систем можно составить на основе краткого анализа предложений таких мегавендеров как SAP, SAS, Oracle, IBM и Microsoft. Автор не ставил перед собой целью сравнительный анализ продуктов — это тема других работ. Но хочется отметить, что выход Microsoft на позицию лидера (раньше компания была в секторе «Претенденты») приведет к дальнейшей трансформации DSS-систем из дорогих средств стратегического значения в широко распространенные, зрелые технологии.
В основной функциональный набор DSS -систем входят:
- финансовое планирование и бюджетирование;
- формирование консолидированной отчетности (до 200 преднастроенных отчетов); создание информационной системы стратегического управления на основе ключевых показателей деятельности (Balance Scorecards) с преднастроенными библиотеками показателей (до 500);
- анализ взаимоотношений с клиентами и поставщиками;
- анализ рыночных тенденций; функционально-стоимостный анализ (ABC-Costing);
- функционально-стоимостное управление (Activity Based Management, ABM);
- система постоянных улучшений (Kiezen Costing);
- многомерный анализ данных (OLAP);
- выявление скрытых закономерностей (Data Mining);
- выявление моделей (структур) данных;
- статистический анализ и прогнозирование временных рядов;
- событийное управление бизнесом (Event-driven BI);
- анализ рисков;
- формирование преднастроенных запросов (до 500-600);
- интеллектуальный поиск (по неполным данным и неформальным запросам);
- бизнес-моделирование и анализ эффективности выполнения бизнес-процессов;
- референтные отраслевые модели.
Количество преднастроенных областей анализа достигает 30-40.
Методы и средства интеллектуального анализа данных (ИАД)
К сожалению, универсальные средства BI довольно сложны и дороги, поэтому они не могут широко применяться в рамках интегрированных систем, ориентированных на конечного пользователя, поскольку накопленный опыт работы с методами интеллектуального анализа уже позволил выделить типовые задачи и определить наиболее эффективные методы их решения. Существующие системы ИАД можно подразделить на исследовательские, ориентированные на специалистов и предназначенные для работы с новыми типами проблем, и прикладные, рассчитанные на непрограммирующих пользователей (аналитиков, менеджеров, технологов и т.д.) и решающие типовые задачи.
Если рассмотреть средства интеллектуального анализа данных (Data Mining), применяемые в системах поддержки принятия решений, то можно разделить их на 4 категории (см. Таблица 1).
Таблица 1. Методы и средства ИАД
Методы | Средства |
Методы статистической обработки данных · предварительный анализ природы статистических данных; · выявление связей и закономерностей; · многомерный статистический анализ; · динамические модели и прогноз на основе временных рядов. |
Statistica, SPSS, Systat, Statgraphics, SAS, BMDP, TimeLab, Data-Desk, S-Plus, Scenario (BI), «Мезозавр»
|
Кибернетические методы, основанные на принципах саморазвивающихся систем — методы нейронных сетей, эволюционного и генетического программирования |
NeuralWorks Pro, NeuroSolution, PolyAnalyst, NeuroShell, GeneHunter, BrainMaker, OWL, 4Thought (BI), Statistica Neural Networks, MatLab Neural Network Toolbox |
Традиционных методы решения оптимизационных задач: вариационные методы, методы исследования операций, включающие в себя различные виды математического программирования динамическое программирование, принцип максимума Понтрягина, методы теории систем массового обслуживания |
Math CAD, MatLab |
Экспертные методы · метод «ближайшего соседа» · метод дерева решений · предметно-ориентированные системы анализа ситуаций и прогноза, основанные на фиксированных математических моделях · методы визуализации данных |
Pattern Recognition Workbench, KATE tools, IDIS, С5.0 и SIPINA Street Money, MetaStock, SuperCharts, Candlestick Forecaster Mineset, Impromptu (BI) |
Применение
Применение BI-технологий все больше и больше расширяется, выходит на все организационные уровни, что, без сомнения, имеет в целом положительное влияние на развитие, поскольку компании стремятся дать эти инструменты в руки тех сотрудников, которые действительно в них нуждаются.
Крупноформатная торговля
Крупноформатная торговля и компании электронной коммерции (B2C, B2B) явились первыми институциональными заказчиками на DSS-системы. Основными задачами, решаемыми в данном секторе, являются:
- анализ ассортимента (селективный маргинальный доход, оборачиваемость запасов, статистическое управление запасами, фондоотдача);
- распределение площадей, раскладка;
- анализ эффективности деятельности менеджеров и мотивация персонала;
- планирование и анализ эффективности рекламы, акций, распродаж и т.п.;
- управление ценообразованием.
Банки и финансовые компании
Рынок DSS-систем в финансовых институтах сейчас самый емкий. Сфера применения DSS-систем в банках касается прежде всего:
• банковского ритейла (платежные пластиковые карты и чеки);
• анализа рисков;
• предотвращения мошенничества (прежде всего с пластиковыми картами);
• анализа потребительского поведения и проектирования новых финансовых услуг.
Телекоммуникации
В телекоммуникационных компаниях, прежде всего мобильной связи, роль DSS-систем связана с проектированием новых услуг, которое основано на выявлении устойчивых клиентских групп и преимущественного клиентского поведения. Этот рынок по времени жизни можно считать неисчерпаемым.
Промышленность
В промышленности к сферам применения DSS-систем можно отнести:
• управление взаимоотношениями с клиентами;
• статистическое управление запасами;
• финансовое и бюджетное планирование и управление;
• анализ и управление рисками.
Концепция DSS-систем прямо соответствует основным промышленным тенденциям сегодня:
• глобализация;
• укрупнение;
• специализация (для средних компаний);
• интеграция в поставочные сети;
• фокусировка на разработке новых продуктов и услуг;
• необходимость одновременно конкурировать как по качеству, так и по цене.
Оборона
В оборонной области аналитические системы класса DSS развиваются в решении задач:
• планирования и управления операциями;
• планирования и управления эксплуатацией.
Государство
В области государственного строительства роль DSS-систем пока невелика. Потенциально их область использования связана с оценкой эффективности государственных и муниципальных программ. Это связано, прежде всего, с тем, что государственные и муниципальные программы не сводятся к экономическому эффекту как таковому. Развитие информационных систем в данной сфере в большой мере зависят от философского осмысления роли и места государства в будущем мире, т.е. основополагающую роль в данном процессе имеет выработка критериев и подходов к их оценке.
Заключение
Зачем компания покупает BI? Очевидно, что цель любой компании - зарабатывание денег. BI сам по себе денег не зарабатывает, но он позволяет иногда найти точки, в которых компания деньги теряет или точки, где можно зарабатывать больше.
Исторически BI в России воспринимается как игрушка, от которой непонятно какой толк, но красиво. А происходит это потому, что не так много компаний, которые могут реально заработать с помощью BI деньги. Рынок растет, но все равно относительно пуст и чаще заработать больше можно просто вложив эти же деньги в расширение бизнеса, а не в поиск на чем сэкономить.
Радует то, что в бизнесах, где конкуренция стала плотная, уже вопрос “Нужен ли BI?” не возникает. Возникает вопрос “Какой BI взять?”
Статья опубликована: Деловой аналитический журнал «Ваш Капитал Юг». №6-7 2008
Источники использованной литературы
- С. В. Корнеев. «Системы поддержки принятия решений в бизнесе». Журнал "Сети & Бизнес" (№6, 2005)
- Коннова Е.П. «Описание бизнес-процессов в банковской сфере»
- Дмитрий Слиньков. «Бизнес-моделирование для внедрения ИСУ предприятия» Журнал «Директор информационной службы», 18/03/2001 №03,
- Алексей Агапов. «Еще раз о моделировании бизнес-процессов». Журнал «Директор информационной службы»
- Сахаров И. С. «Обеспечение качества моделирования бизнес-процессов» 13.12.2007
- В.Аджиев. «MineSet - визуальный инструмент аналитика»
- М.Киселев, Е.Соломатин. «Средства добычи знаний в бизнесе и финансах». Открытые системы, # 4, 1997, с.41-44
- Марина Шапот. «Интеллектуальный анализ данных в системах поддержки принятия решений». www.osp.ru
- «Персональный интеллект». Журнал «Компьютерра» 24.05.2002 г.
- «Системы поддержки принятия решений - ваш инструмент для правильного выбора». Журнал «Компьютерра» №34 (262)
- Том Давенпорт. «Эволюция решения». Журнал «Директор информационной службы» 28.02.2005 №02
- Гриненко А. С. «Система интеллектуально-информационной поддержки процесса принятия управленческих решений». www.cfin.ru
- Лаптырев Д.А. «Концепция системы поддержки принятия управленческих финансовых решений». www.bankclub.ru
- Бойченко Александр, Филинов Евгений. «Пособия для руководителя». www.connect.ru
- Пашкус В.Ю. «Банковское совершенство: проблемы, критерии, подходы». www.ippnou.ru
- www.kvazar-micro.com
- www.abc.org.ru
- www.dssdev.ru
- www.oracle.com
- www.olap.ru
- www.statsoft.ru
- www.devbusiness.ru
- www.topsbi.ru
- www.programbank.ru
- www.klerk.ru
- big.spb.ru
- ibm.com
- donntu.edu.ua
- basegroup.ru
- neuroproject.ru и др.